Статья Гейла Мартина Сандерса, президента компании MartinLogan, впервые опубликованная в журнале "Absolute Sound" в июне/июле 2001 года

Мы в MartinLogan всегда придерживались того мнения, что добиться от акустических систем совершенного звучания возможно лишь путем научных исследований и измерений. Только человеческий слух и разум могут в конечном счете судить о качестве воспроизведения. После того, как будет спроектирована идеальная комната прослушивания, остается еще проделать огромную работу для того, чтобы достигнуть правильного соотношения диффузии, отражения и поглощения сигнала. Результатом этой работы и, в конечном счете, Вашей наградой станет воспроизведение, в котором звуковой образ и сцена поражают своей объемностью и глубиной, и возникает ощущение свободного акустического пространства.

Когда я только начинал работать над проектом, моей целью было осуществление мечты о создании совершенной, бескомпромиссной электростатической АС эталонного уровня (ESL), а именно Statement e2. С первых шагов разработки стало очевидно, что для осуществления столь амбициозного проекта, как система Statement e2, потребуется еще более амбициозная испытательная среда, которая позволит системе без усилий раскрыть свой потенциал на все 100 %. Так родилась идея Лаборатории.

По мере осуществления моих планов все четче вырисовывался образ этого идеального пространства. Скоро я понял, что эталонное акустическое окружение будущего выходит за пределы одного лишь прослушивания музыки и охватывает видео- и интерактивные технологии. Соответственно росли и задачи Лаборатории, которой теперь предстояло обеспечить достижение сразу трех целей. Во-первых, создать эмоционально захватывающую, эстетически совершенную среду. Во-вторых, добиться бескомпромиссного стереофонического воспроизведения эталонного качества. И, в третьих, - построить эталонный домашний театр, способный адаптироваться к технологиям будущего, включая те, что появятся в результате развития Интернет.

В комнате площадью 6 х 13,5 м и высотой потолка 4,5 м я мог попытаться создать акустическую среду, которая позволила бы реализовать все потенциальные возможности обеих дисциплин - дизайна помещения и инженерного проектирования.

Стоя на цементном полу среди голых, неоштукатуренных стен на нижнем уровне моего загородного дома в Канзас-Сити, я вдруг понял, что нашел идеальное помещение для осуществления задуманного. В комнате площадью 6 х 13,5 м и высотой потолка 4,5 м я мог попытаться создать акустическую среду, которая позволила бы реализовать все потенциальные возможности обеих дисциплин - дизайна помещения и инженерного проектирования.

Чтобы преобразить лабораторию в эстетически привлекательную среду, взаимодействие с которой доставляло бы человеку удовольствие, я нанял Трейси Стернс, дизайнера интерьера мирового класса. Мне также повезло собрать отличную команду аудиоинженеров, чтобы параллельно работать над конструкцией и акустическим моделированием.

В процессе развертывания проекта я обнаружил, что Брюс Бриссон из MIT и Арт Ноксон из ASC Science уже работали над многими технологиями и начальными конструкциями, которые затем нашли воплощение в концепции 2C3D (использования 3-канальной системы для достижения 3-мерного звука). Технология 2C3D касается физических элементов, имеющих принципиальное значение для акустической среды - пространственных соотношений, структурных особенностей, источника переменного тока, трактов звукового сигнала, а также методов обращения с отраженной или накопленной энергией в пределах данной среды. Брюс, Арт и я смогли использовать проект лаборатории как испытательную площадку для дальнейших исследований. Сначала мы рассчитали оптимальное соотношение высоты, ширины и глубины помещения, которое влияет на взаимодействие баса с комнатной средой. Точный расчет этого соотношения позволяет свести к минимуму проблему накопления узловых потенциалов и правильно распределить их по комнате. При правильном проектировании пространство будет генерировать узловые точки с нулевым и пиковым потенциалом, хаотически возникающие на различных частотах и в различных местах комнаты. Наш проект лаборатории вызывал особенные трудности тем, что помещение было разно уровневым, а пол имел форму буквы "L".

Строительство: Мы начали с полностью зацементированной площадки и зигзагообразных стен 2 х 4. Швеллер RC1 был прикреплен к внутреннему каркасу 2 х 4. Такая топология позволила отделить внутреннюю конструкцию от внешней. Затем к швеллеру RC1 была подвешена штукатурная плита таким образом, чтобы никакая ее часть не касалась резонирующей поверхности. Чтобы добиться еще большего демпфирования резонансов поверхностью стен, следующий пласт сухой штукатурки был заламинирован и присоединен к первому с помощью слоя демпфирующего материала. В результате удалось достигнуть чрезвычайно низкого уровня шума в зоне прослушивания, позволяющего без труда улавливать все нюансы низкочастотного воспроизведения.

Кроме того, нам мешала несущая колонна, расположенная непосредственно в области прослушивания. Чтобы убрать ее и сделать пространство полностью открытым, нам пришлось заменить первоначальную горизонтальную балку, поддерживающую весь основной пол первого этажа, на новую двухтавровую балку весом 2 тонны. Для этого пришлось устанавливать три строительных домкрата для поддержания пола первого этажа на то время, пока была удалена и заменена несущая колонна. Интересная деталь: нам пришлось нанимать подъемный кран, чтобы перенести эту двухтавровую балку через небольшой лес за домом и опустить ее в лабораторию. А когда она оказалась внутри, понадобилась целая бригада рабочих и строительный домкрат, чтобы установить ее на место.

"…меня вдруг осенило: наша аудио промышленность постепенно движется к цели, далеко выходящей за рамки домашнего театра!"

Электроэнергия: Мы расположили два выделенных 30-А канала усиления рядом с блоками усилителей, чтобы предотвратить срабатывание автоматического прерывателя во время воспроизведения особо мощных звуковых пассажей. Еще две 20-А схемы усиления были размещены у входных каскадов электронного блока. Во всех системах было предусмотрено устойчивое заземление, сокращающее электрическую интерференцию от земли. Возле стойки с оборудованием все силовые провода были проложены таким образом, чтобы полностью изолировать их от трактов сигнала и исключить наводки от сети переменного тока.

В любой акустической среде большого объема возникает проблема управления басом. Низкочастотная энергия распространяется во всех направлениях, как горизонтально, так и вертикально, ухудшая общее качество восприятия звука. Арт Ноксон предложил мне решение, ставшее затем одной из наиболее примечательных особенностей лаборатории. Оно заключается в том, что передняя часть комнаты имеет низкий потолок, а затем потолок поднимается выше, фокусируя излучение низкочастотной энергии на область прослушивания и добавляя динамику в воспроизведение нижней полосы частот. Мы назвали эту конструкцию "облаком".

Разработка и инсталляция компонентов домашнего театра в нашей лаборатории шла вопреки всем аудиофильским, эстетическим и социальным канонам. Ведь когда люди слышат словосочетание "домашний театр", они сразу представляют себе красное бархатное кресло и черные звукопоглощающие стены. Начиная работу над проектом, я даже пошел на то, что закупил несколько рядов настоящих театральных кресел, распродаваемых театром Granada Theater в г. Лоренс, штат Канзас. Когда я доставил их домой на грузовике, меня вдруг осенило: наша аудио промышленность постепенно движется к цели, далеко выходящей за рамки домашнего театра! Эти кресла и стены нарушат целостность звуковой среды и превратят комнату в одномерное "киношное" пространство. Наша лаборатория должна была стать такой, чтобы стереофоническое и театральное акустическое окружение не шли на компромисс друг с другом.

Так как большой видеопроектор мог быть расположен только немного выше верхней части экрана, нужно было опускать его с потолка в центр комнаты. Этого удалось добиться, прикрепив к потолку заказной стальной кронштейн, на котором и был смонтирован проектор. Сам экран я первоначально хотел подвесить на заднюю стену. Но когда мы приступили к разработке Statement e2, стало ясно, что, как и во всякой эталонной системе, колонки необходимо будет установить в нескольких футах от фронтальной стены. Поэтому нам пришлось в процессе строительства лаборатории найти новое место для экрана, расположенное несколько ближе к центру комнаты. Экран должен был стать выдвижным, чтобы его можно было убирать, и в то же время его следовало расположить вровень с передними панелями акустических систем. Было решено вырезать канавку в центре уже законченной конструкции "облака". К этому времени строительство лаборатории подходило к концу, и даже было настелено ковровое покрытие. И тут пришли мы с большими пилами, прорезали желоб в уже готовом "облаке", а затем начали восстанавливать внешнюю отделку - представляете, какую грязь мы развели! Однако как только весь мусор был убран, результаты работы удовлетворили нас во всех отношениях.

"С момента своего создания лаборатория служит эталонной средой для прослушивания всех систем MartinLogan. Сегодня у нас есть и другие специально оборудованные помещения, где мы оцениваем звучание 2-канальных систем, но лаборатория по-прежнему остается вне конкуренции"

Чтобы избежать нагромождения кабелей, портящего внешний вид лаборатории, по периметру была пропущена декоративная панель, скрывшая за собой всю проводку. В качестве завершающего штриха мы отделали комнату такими же выполненными под заказ узкими планками размером 2 х 15 дюймов из натурального клена, какие применялись при отделке Statement e2. Эти деревянные планки были выполненные в нашей мастерской в соответствии с дизайном Трейси Стернс из материала, использовавшегося для Statement e2. Их углы скреплены соединителями типа "ласточкин хвост" со вставками из слоновой кости, и угловыми соединителями "бабочка" из цельной слоновой кости.

Окончательная настройка параметров диффузии, отражения и поглощения звука в лаборатории была выполнена с помощью приспособлений ASC, которые идеально подошли для этой цели. 15-дюймовые двухярусные круглые трубчатые улавливатели резонансов были установлены в каждом углу для контроля отражения низкочастотного сигнала и достижения когерентности баса во всей комнате. Несколько полукруглых ловушек, рассеивающих и поглощающих среднечастотные и высокочастотные резонансы, были размещены в тщательно выверенных местах. Место их расположения определили эмпирическим путем в результате длительного прослушивания по периметру боковых и задней стены. Это позволило устранить последние погрешности.

С момента своего создания лаборатория служит эталонной средой для прослушивания всех систем MartinLogan. Сегодня у нас есть и другие специально оборудованные помещения, где мы оцениваем звучание 2-канальных систем, но лаборатория по-прежнему остается вне конкуренции. Она помогает нам испытывать и разрабатывать новые эталонные продукты MartinLogan. Системы Statement e2 в обязательном порядке тестируются в этой среде. Здесь же проводилась окончательная оценка звучания акустической системы Prodigy.

Предоставляя для прослушивания свои новые разработки, инженеры MartinLogan стараются создать прототип с ровным спектральным балансом, согласованной системой драйверов и широким частотным диапазоном. Очень много времени затрачивается на то, чтобы расположить и прослушать основные компоненты, отвечающие за фокусировку звукового образа, а также ширину и глубину звуковой сцены. Затем мы оцениваем базовые выходные параметры системы, обращая особое внимание на ширину диапазона, однородность звучания и разрешение (которое некоторые называют "скоростью"). Если новый продукт не отвечает нашим ожиданиям, он возвращается на доработку с точными указаниями, что именно нужно улучшить в схеме кроссовера, драйверах и деталях конструкции. После того, как будут устранены эти фундаментальные недостатки, мы можем, наконец, приступить к оценке тех элементов звучания, которые, и делают систему действительно превосходной.

"Акустическая система с хорошими внутренними переходными характеристиками легко справляется с передачей любого сигнала и при этом поражает слушателей невероятной правдивостью звучания".

Для меня двумя наиболее важными и труднодостижимыми характеристиками электростатического излучателя являются внутренняя переходная характеристика и микрогармоническое разрешение. Мы считаем, что эти два параметра приближают слушателя к совершенному музыкальному воспроизведению. Например, если Вы слышите удар барабана, то в тот краткий момент времени, когда звуковое давление (SPL) мгновенно переходит от нуля до динамического пика, Ваш слух и разум воспринимают огромное количество взаимосвязанных гармонических колебаний. Способность излучателя сохранять низкую шумовую окрашенность звука в этот "взрывной" момент позволяет Вам понять глубинное содержание воспроизводимой информации. Большинство традиционных технологий в настоящее время направлены на то, чтобы добиться точной передачи сигнала в этих условиях. Акустическая система с хорошими внутренними переходными характеристиками с легкостью воспроизводит любой звуковой материал и при этом поражает слушателей невероятной правдивостью звучания. Акустическая система с хорошими внутренними переходными характеристиками легко справляется с передачей любого сигнала и при этом поражает слушателей невероятной правдивостью звучания. Особенно показательным примером этого является вступительная барабанная партия "Walking on the Moon", трек № 4 альбома "Yuri Honing Trio's Star Tracks" (студия Jazz in Motion Records).

Другой ключ к живому воспроизведению заключается в возможности расслышать четко выраженные микрогармоники среди сложного потока информации. Многие излучатели не справились с этой задачей. Возьмем, например, трек № 1 на диске Ariel Ramirez's Misa Creolla в исполнении Joze Carreras (Philips). Этот фрагмент включает в себя партию полого деревянного ударного инструмента (woodblock). Большинство излучателей представляют ее как одно музыкальное событие. А на самом деле Вы должны отчетливо услышать три. Во-первых, удар молоточка по дереву, за которым сразу же следует группа гармоник, отражающих форму, текстуру и положение инструмента. В результате слушатель получает пространственную информацию, воссоздающую исходные условия записи в 3-мерной форме.

Когда проектировалась и строилась наша лаборатория, она предназначалась для создания оптимальной акустической среды для прослушивания, но сегодня она служит более важной цели. После того, как в ее стенах была разработана система Statement e2, перед нами открылись бесчисленные возможности. В настоящее время лаборатория одновременно выполняет функции испытательной площадки и места, где зарождаются и созревают идеи новых эталонных технологий. Она превращается в пространство, в котором с элегантной легкостью может воплощаться в жизнь волнующая перспектива полного слияния визуальных и звуковых образов, интуитивного управления и мгновенного доступа ко всем средствам передачи сигнала.

Выбор компонентов

Как только мне стало ясно, что лаборатория должна будет служить и местом эталонного прослушивания, и высокотехнологичным домашним театром, я начал искать предусилитель/процессор, который мог бы безупречно работать в обоих приложениях. Решить проблему помог Нил Синклер из компании Theta и его предусилитель Casablanca. Он идеально вписался в мое представление о новом эталонном звуковом окружении и быстро стал основным компонентом AV-системы.

Естественно, мы пользуемся только акустическими системами MartinLogan. Для воспроизведения боковых каналов окружающего звучания мы используем двухблочные системы Script. Следует отметить, что они могут использоваться как в дипольной, так и в прямой конфигурации, что позволяет экспериментировать, выбирая между этими двумя режимами. На тыловых каналах также используется пара громкоговорителей Script. Система центрального канала Theater подвешена на двух кабелях к конструкции "облако". Вся система имеет частоту среза кроссовера 50 Гц, на которой происходит переход к сабвуферам Statement (шестнадцати 12-дюймовых НЧ-головкам, воспроизводящим нижнюю октаву музыки). Кроме того, к обоим сабвуферам Statement e2 подключен канал .1 через кроссовер Exos. Эта конфигурация позволяет использовать системы Theater и Script настолько эффективно, что создаваемое ими звуковое давление отвечает высочайшим стандартам, установленным системами Statement.

Вся коммутация выполняется с помощью кабелей MIT и/или Transparent. И те, и другие образуют сеть, управляющую взаимодействием акустических систем и усилителей и отличающуюся низким уровнем шума и регулируемым высокочастотным откликом. Предусилитель Conrad-Johnson Art, LD/CD/DVD-проигрыватель Theta Voyager, Sony SCD-1 SACD вместе с проигрывателем виниловых дисков Basis, тонарм Graham, кассетный магнитофон Sumico и блок звукоснимателя Sutherland, установленные на двух 350-фунтовых подставках Granite, составляют комплект источников сигнала. Для усиления мы используем модели VTL, Cello и Krell, выбираемые произвольно, по настроению.

Видеосистема представляет собой великолепное сочетание DVD-проигрывателя Faroudja DV-1000, интерполятора Faroudja DVP 3000 и проектора Runco Ultra 980. Микроперфорированный экран Stewart Videomatte 200 используется для минимизации нежелательных акустических эффектов.

Lexicon 700T является очень удобным пультом ДУ. Он позволяет нам программировать макрокоманды и широко использовать его для управления различным аудио и видео оборудованием. При нажатии одной лишь кнопки Theater автоматически поднимаются занавес Makita, опускается экран из "облака", уменьшается яркость светильников Lutron, включается система и начинается воспроизведение видеопрограммы. При нажатии на кнопку паузы свет автоматически становится ярче. Хотя на современном рынке представлены и более сложные пульты дистанционного управления, нас вполне устраивает безупречная работа Lexicon.

Диаграмма наверху показывает длину тракта сигнала между фронтальным и тыловым динамиками и результирующий низкочастотный отклик помещения. Сдвигая низкочастотную энергию ниже 100 Гц по времени (фазе), мы оптимизируем расстояние между двумя динамиками таким образом, что результирующая энергия направленного вперед излучения суммируется, а направленная назад энергия обращается в "нуль". Это приводит к почти полному отсутствию энергии между задней стеной и динамиком и когерентному фронтальному излучению, что упрощает размещение колонок и обеспечивает однородный, плотный бас во всей комнате.

Самое приятное то, что благодаря этой технологии Вы можете размещать акустические системы MartinLogan гораздо свободнее, например, ближе к передней стене, и при этом получать все тот же поразительный бас, естественную звуковую сцену и высокую точность воспроизведения.

Вверх